Хранители рубля

Постсоветская жизнь, экономические взлеты и падения последних лет изменили отношение россиян к сбережениям. Теперь спасают не менее удачливых, но и более умных, считают Елена Бердышева и Регина Романова. Или, что более важно, это более умные женщины: домашними финансами обычно занимаются женщины. На недавней Международной академической конференции НИУ ВШЭ XIX апреля исследователи рассказали, как россияне корректировали и оптимизировали семейные бюджеты после кризиса 2014-2017 гг. И как это связано с гендерными проблемами.

В центре внимания исследования находился средний класс, который даже в период кризиса может позволить себе выбирать между расходами, а не расходами. Ученые опросили 539 москвичей, и результаты выявили гендерную специфику экономического поведения. Они обнаружили, что мужчины и женщины имеют тенденцию экономить более или менее в одинаковой степени, потому что это позволяет эффективно управлять своим бюджетом. Однако женщины чаще экономят на небольших расходах. Они более расчетливы и внимательны, когда тратят деньги. Большинство женщин (70%) проверяют свои чеки при выходе из магазина, по сравнению с 59% мужчин. 48% женщин обращают внимание на предметы распродажи и корректируют свой порядок покупок, чтобы использовать эти возможности для экономии. Мужчины делают это реже (37%).

То, как мужчины и женщины реагируют на повышение цены продукта, также различалось. Мужчины реагируют на повышение цен реже, чем женщины, то есть покупают продукт по новой цене. Женщины, с другой стороны, чаще откладывают покупку.

Разные крайности

Авторы исследования проанализировали 39 интервью с русскими, имеющими разный уровень образования, степень религиозности, семейное положение, места проживания и виды занятости.

Два подхода к спасению

Первый подход заключается в том, чтобы рассматривать сбережения как оптимизацию расходов для более продуктивного использования ресурсов. То есть потребление, которое максимизирует простоту и связано с усилием и силой воли. «Женщины используют модель принятия мужских решений, которая основана на строгости, расчете и страховании рисков».

Второй подход предполагает сохранение как «бережливое» поведение (отражающее отношение к миру). То есть отказ от покупки ненужного во избежание потребления. Экономические решения основаны на «традиционных семейных ценностях».

Женщины с престижным образованием, сильной карьерой и более высоким положением в обществе склонны больше придерживаться первого подхода. Это связано с альтернативным мировоззрением, которое считает, что счастье женщины (независимо от социального статуса) связано с ее способностью строить отношения и заботиться о других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
21 − 8 =