Потребляя больше

Почему экономический рост не обязательно способствует человеческому счастью

Экономический рост в развитых странах имеет двойной эффект. С одной стороны, уровень жизни людей и потребительские расходы растут, но с другой стороны, это не обязательно делает людей счастливыми и может фактически подорвать субъективное благополучие и привести к экономическим кризисам. Новое исследование, в соавторстве с Франческо Саррачино, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ, исследует причины этого явления.

Дыши свободно, живи дорого

Многочисленные исследования подтверждают, что рост доходов связан с более высоким субъективным благополучием. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что эта ассоциация не является линейной, особенно когда речь идет о развитых странах, где люди много работают и много потребляют.

Исследователи ссылаются на модель отрицательного эндогенного роста (NEG), которая предполагает, что экономический рост может разрушить свободные и общедоступные товары, заменив их дорогими потребительскими товарами. Бесплатные товары включают природные ресурсы, такие как солнце, воздух и вода, а также социальные ресурсы, такие как доверие, честность, альтруизм и другие. Например, люди, живущие в больших городах с плохой экологией и неприветливой социальной средой, могут захотеть дать компенсацию, купив второй дом на побережье или в сельской местности. Аналогичным образом, оплата дорогих развлечений, гаджетов и предметов, которые делают приятнее проводить время дома, может быть для некоторых людей способом восполнить отсутствие полноценной социальной жизни.

Теория отрицательного эндогенного роста является относительно новой. Оно гласит, что экономические системы подвержены экономическим кризисам, потому что они производят богатство в результате размывания бесплатных и общедоступных товаров, которые обычно делают людей счастливыми. Это питает несчастье и чрезмерное потребление.

Исследователи описывают его как замкнутый круг: государство сообщает об экономическом росте, в то время как материальное благосостояние людей увеличивается, но и затраты возрастают. Движимые рекламой и сообщениями в СМИ, люди участвуют в конкурентном потреблении и проводят больше времени, работая, чтобы они могли позволить себе потреблять больше. В результате они тратят меньше времени на общение или отдых на природе и накапливают долги, а не сбережения, чтобы достичь еще более высокого уровня жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
54 ⁄ 27 =